Для успешного проведения испытаний образцов бетона не менее важным является правильность их отбора и условия хранения. Важность этого момента ни у кого не вызывает сомнения, и отбору образцов на строительных площадках уделяется немалое внимание.
К сожалению, гораздо меньшее значение придаётся ведению соответствующей документации — актов отбора, что вызывает трудности в проведении испытаний образцов и оформлении результатов.
Ошибки и неточности допущенные на объекте при составлении актов отбора, приводят к дополнительным затратам, как временным так и финансовым, для последующего выявления данных ошибок.
Акт является важным документом, в котором должны быть указаны все сведения, касающиеся образцов:
- дата отбора образца;
- точный адрес объекта, номер секции;
- место укладки (отметка и координаты конструкций);
- класс бетона, согласно паспорта поставленного бетона;
- наименование поставщика (завода — производителя) бетонной /песчано-цементной смеси;
- сутки, на которые требуется испытать образцы;
- количество партий;
- размеры образцов;
- фамилия, ответственного на объекте.
Таким образом, в акте содержится исчерпывающая информация об образцах бетона (раствора). В случае получения отрицательных результатов испытания, указанные в акте сведения могут оказаться полезными в определении причин неудачи.
Типичные нарушения в оформлении Актов отбора образцов
Несмотря на всю важность ведения отчётной документации, нередки случаи, когда прорабы пренебрегают правильным оформлением актов отбора. Бумаги в лучшем случае пишутся от руки, что затрудняет их прочтение сотрудниками испытательных лабораторий. Иногда акты отбора проб и вовсе отсутствуют, а вместо них заказчику предоставляются фотографии страниц журналов бетонных работ.
Вся информация об образцах (бетона, раствора) из актов отбора вносится сотрудниками лаборатории в систему учета данных VERUM. Поэтому отсутствие какой-либо части информации осложняет и замедляет процесс проведения испытаний и выдачи результатов.
Пути решения проблемы
В сложившейся ситуации возникает логичный вопрос: а что же делать? Многие застройщики уже нашли ответ, обратившись за помощью к технадзорам. Деятельность этих служб позволяет обезопасить заказчиков от большинства сложностей, связанных с небрежностью в проведении строительных работ и своевременном документальном их оформлении.
Однако решение проблемы качественного составления актов требует системного подхода. Нужно не просто превратить составление актов в простую работу, не вызывающую затруднений у того, в чьи обязанности она входит. Необходимо сделать так, чтобы ведение документации в электронном виде оказалось более удобным, чем заполнение актов от руки или фотографирование журнала бетонных работ.
Строительная компания Верум уже начала активную работу в этом направлении. По инициативе руководства компании ведётся разработка программного продукта для автоматического формирования актов, заполняемых прорабами на строительных объектах.