Специфика современного строительства предполагает проведение работ на объектах круглый год. В свою очередь, климатические условия предъявляют к строительным материалам особые требования. Одним из них есть прогрев бетона в зимний период.
Одна из основных составляющих бетонной смеси — это вода, которая по мере застывания испаряется с конструкции. В то же время застывание бетона сопряжено с химическими процессами, происходящими в нём, в результате которых в атмосферу выделяется тепло.
Течение этих процессов во многом зависит от внешних условий, в частности — от температуры окружающей среды. В тёплую погоду процесс испарения идет постепенно, и прочность бетона постепенно нарастает. Через 25-28 дней он достигает нормативной прочности, соответствующей марке бетона.
В том случае, когда температура воздуха ниже +10 , раствор начинает отдавать тепло задолго до того, как начнется процесс укладки. Вот почему над автомобилем, транспортирующим бетон зимой, можно увидеть клубы пара.
Таким образом, в зимнее время бетон быстрее отдаёт тепло, а вода в нём кристаллизируется на холоде. При оттаивании кристаллов воды в застывшем растворе образуются пустоты, и сцепление молекул между собой снижается, что значительно уменьшает прочность бетона.
На 3 — 4 день после заливки бетона снимается опалубка, и строительство переключается на верхние этажи. На 7-е сутки рекомендуется проводить определение прочности бетона (кубики). Перемороженный бетон несёт опасность: конструкции, сооружённые из него, не выдерживают должных нагрузок, их эксплуатация грозит авариями разного масштаба, вплоть до разрушения здания. Вот почему в зимний период бетон нуждается в прогреве.
Существует ряд способов для борьбы с промерзанием бетона, но на территории Украины чаще всего используют три из них.
Термические маты — заключается в укладывании на застывающую бетонную поверхность специальных термических матов. Однако это средство хорошо работает только с горизонтальными поверхностями. Прогреть таким образом стену не получится.
Проводка в опалубке — этот метод основан на высокой электрической проводимости воды. Проводка, помещённая в опалубку, подключается к электросети, и при помощи тока обеспечивается постоянный прогрев бетона. После застывания раствора опалубка снимается вместе с оборудованием для прогрева, которое рассчитано на многоразовое использование.
Электропровода – в данном случае провода заливают раствором и подключают к электросети. По окончании застывания провода обрезают и оставляют в бетоне. Недостаток этого метода заключается в его затратности, но эта дороговизна относительна — она с лихвой компенсируется за счёт экономии времени. Благодаря этому методу прогрева застройщик избегает простоя, несущего компании убытки. В данном случае процесс строительства движется быстро, и это экономически выгодно. Период прогрева длится от 3 до 5 дней в зависимости от объема конструкции.
Помимо перечисленных способов, существуют также технологии применения химических присадок для бетона, позволяющих избежать затрат на электроэнергию для прогрева. Однако сегодня в Украине этот метод обходится ещё дороже, поэтому застройщики по-прежнему отдают предпочтение прогреву с помощью электричества.