К сваям, как к самой главной части основания, всегда предъявляются высокие требования, поэтому контроль качества устройства свай и выявление их дефектов позволяет избежать серьёзных нарушений в технологии строительства.
Разновидности дефектов свай
Дефекты свай могут быть представлены следующими отклонениями от норм:
- несоответствующая длина;
- ненадлежащий диаметр;
- нарушения целостности сваи (трещины), сужения и расширения;
- недостаточная длина армирования;
- разрушенные (плохо сформированные) оголовки свай.
Каждый из вышеперечисленных дефектов может стать причиной недостаточного запаса несущей способности свай, что ведёт за собой весьма серьёзные последствия. Именно поэтому проверка качества свай на соответствие техническим требованиям является обязательным этапом строительства.
Эффективность эхолокации в выявлении разных видов дефектов
Эхолокация представляет собой исследование сваи посредством анализа времени прохождения звуковой волны, посланной с поверхности сваи, до её окончания и отражения этой волны к источнику. Для этого используется специальный сейсмодатчик — акселерометр, реагирующий на определённые звуковые колебания в материале.
Одним из не менее важных свойств свай, изготавливаемых на объекте (буронабивных, инъекционных), является их армирование. Речь идёт о длине металлокаркасса и его «посадке» на требуемую глубину. Если первые три вида дефектов можно выявить при помощи метода эхолокации, то в последнем случае (определение качества армирования) этот метод неэффективен. Проверить армирование готовой сваи (бывает) просто невозможно, поэтому этот вид работ всегда находится под высоким контролем, как исполнителя, так и представителей заказчика и конструкторов. Единственным способом контроля армирования свай является личное присутствие заказчика при её изготовлении (армировании).
Выявление дефектов свай и варианты дальнейших действий
В большинстве случаев дефекты свай выявляются уже на стадии выполнения строительных работ. Несоответствующая норме длина или ширина, наличие трещин или сколов, пористых участков чаще всего делают сваю непригодной к дальнейшему использованию в возведении фундамента. Однако решение о последующих шагах, которые будут предприняты, в каждом отдельном случае принимается конструктором в индивидуальном порядке.
Результаты эхолокации, свидетельствующие о наличии дефектов, отображаются в соответствующих графиках, и на их основании принимается решение, какое влияние они могут оказать на общую картину свайного поля. Может случиться и так, что запас прочности позволяет использовать эти сваи в работе.
Если дефект свай носит системный характер и связан с геологическими особенностями объекта (например, с водонасыщенным грунтом), в этом случае осуществляется переход к более дорогостоящему и надёжному виду свай — буронабивному. Такой вид свай используется для создания опор мостов и строительства в зонах, расположенных в непосредственной близости от воды.
Если же данный дефект представляет собой единичный случай (одна или несколько свай не соответствуют нормам), то после определения конструктором невозможности использования свай с дефектом, принимается решение о необходимости дубля сваи. То есть функции свай с дефектом перекладываются на дополнительно установленные сваи, а несоответствующие — просто исключаются из расчётов.
Плохо сформированные или некачественные оголовки свай также являются дефектом. К высоте выпусков каркасов свай, к высоте сформированных оголовков предъявляются проектные требования. Поскольку эти дефекты являются внешними, они легко контролируются и устраняются.